Метод проектов как необходимое условие
индивидуализации процесса обучения
Мечта учителя - это полное
раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие
его неповторимой индивидуальности. Какими качествами сегодня
должен обладать выпускник? Это способность брать на себя
ответственность в принятии решения, уметь оценивать и
анализировать результаты своей работы, делать правильный выбор и
на основе этого накапливать дополнительную информацию;
осуществлять поиск необходимой информации, уметь ее
обрабатывать, хранить и использовать. В связи с этим необходимо
использовать формы индивидуальной работы в процессе обучения.
Цель работы учителя – это создание условий для формирования
у учащихся основ теоретического и логического мышления, развитие
ключевых компетентностей в коммуникации, в информационном
обеспечении и стремление научить ребёнка самостоятельно добывать
новые знания и мыслить. Поэтому, как учитель, я ставлю перед
собой следующие задачи:
· развитие
у учащихся информационно коммуникативных компетентностей
средствами своего предмета, как в урочной, так и во внеурочной
деятельности;
· привлечение
учащихся к активной научно-исследовательской деятельности;
· удовлетворение
интересов, склонностей и способностей учащихся.
При
реализации индивидуального обучения интересна такая технология
как метод проектов.
По определению проект - это совокупность определенных
действий, документов, предварительных текстов, замысел для
создания реального объекта, предмета, создания разного рода
теоретического продукта. То всегда творческая деятельность[1].
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная
не интеграцию фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых, активное включение школьника в создание тех
или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы
человеческой деятельности в социокультурной среде. [2]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся, которую они выполняют в течение
определенного отрезка времени. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы.
Требования, предъявляемые к использованию метода проектов:
1)
наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного
знания;
2)
практическая, теоретическая, познавательная значимость
результатов;
3)
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся;
4)
структурирование содержательной части проекта;
5)
использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:
•
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
•
выдвижение гипотезы их решения;
•
обсуждение методов исследования;
•
обсуждение способов оформления конечных результатов
(презентаций, творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ
полученных данных;
•
подведение итогов, оформление результатов, их презентация:
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
[3]
Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи,
связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача
состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам
исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.
В
вариативную часть учебного плана лицея входит предмет
«Технология выполнения учебно-исследовательской работы». В
рамках данного курса учащиеся знакомятся с видами
исследовательских работ, требованиями к оформлению работ,
правилами работы с дополнительными источниками информации. На
практике под руководством учителя учащиеся создают свои первые
научно – исследовательские работы. В 9-х классах исследование
носит реферативный характер по материалам информационных
технологий и теории информации. В 10-х классах исследовательские
работы реализуются в конкретные практические разработки
программных продуктов. Причем используются компьютерные
технологии как изучаемые в курсе преподавания предмета
информатика, так и выходящие за рамки школьной программы. После
того как исследовательская работа выполнена, учащиеся
представляют их на лицейской научно- практической конференции.
Получив положительные отзывы, ученик представляет свою работу на
городских, краевых и региональных научно – практических
конференциях.
Я, как
учитель, всегда стараюсь заинтересовать учащихся своим
предметом. Тему исследовательской работы учащийся может выбрать
сам из той области информатики, которая его интересует. Но
бывает и так, что учащиеся испытывают трудности в выборе темы
проекта. Для решения этой проблемы необходимо подготовить «банк
проектов», провести разъяснительную работу о значимости того или
иного проекта.
В своей
работе целесообразно использовать различные виды проектов:
1) Исследовательские проекты.
Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта,
обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников,
социальной значимости, продуманных методов, в том числе
экспериментальных и опытных работ, методов обработки
результатов. Например: «Плюсы и минусы сотовой связи»,
«Компьютерное пиратство», «Мошенничество в сети Интернет».
2) Творческие проекты.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной
структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь
логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно
договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной
газете, сайте, видеофильме и т.д.). Например: видеофильм «Наша
группа», разработка рекламного баннера.
3) Практико-ориентированные проекты.
Эти проекты отличает
обозначенный с самого начала результат деятельности участников
проекта. Например: «Решение уравнений и неравенств в программе
Match Cad», «Решение задачи оптимального планирования расчета
стоимости рекламной компании общеобразовательного учреждения».
[1]
Также
при написании проектов необходимо уделять внимание и
интегрированным исследовательским работам. Например: интеграция
предметов «история» и «информатика». Проекты моих учеников:
«История одного маршрута» (видеофильм), «Экскурсия по
Березникам» (веб-сайт), «Раскрытие понятия «гражданское
общество» в интернет сообществах».
На
последних этапах проектирования и учащийся, и педагог
анализируют и оценивают результаты деятельности.
Причем оцениваться должен не
объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для
достижения поставленной цели. Таким образом, я считаю, что
обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания
проектов. Для оценивания проектов использую рейтинговую оценку.
Учащиеся также принимают участие в оценивании проектов. Для
этого перед защитой на каждого учащегося составляется
индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и
одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая
величина из расчета балла.
Суммирование выглядит следующим образом:
85-100 баллов - «5»
70
- 85 баллов - «4»
50
-70 баллов - «3»
Примерные критерии оценивания:
1)
актуальность;
2)
качественный анализ
состояния проблемы;
3)
владение автором специальным
и научным аппаратом;
4)
сформулированность и
аргументированность собственного мнения;
5)
практическая и теоретическая
значимость исследования;
6)
четкость выводов и
обобщений;
7)
грамотность оформления и
защита результатов исследования.
Исследовательская работа с точки зрения обучающегося — это
возможность максимального раскрытия своего творческого
потенциала.
При выполнении исследовательской работы учитель формирует
у учащегося:
•
Мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм);
•
Презентационные: (построение устного доклада (сообщения) о
проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации
(продукта) результатов деятельности, изготовление предметов
наглядности);
•
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя,
находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить
консенсус;
•
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск,
в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
•
Информационные: структурирование информации, выделение главного,
приём и передача информации, представление в различных формах,
упорядоченное хранение и поиск.
К преимуществам индивидуальной формы обучения можно
отнести: самостоятельное усвоение знаний учащимися; формирование
необходимых умений и навыков; развитие самооценки учеников,
познавательной самостоятельности, творческих способностей;
обеспечивается повышение эффективности обучения, а также
удовлетворение и развитие потребностей школьников в процессе
обучения.
Умение применять информационные технологии, умение собирать
материал по теме, анализировать и обобщать дает возможность
учащимся проявить себя, почувствовать свои силы, свой успех.
Библиографический
список
1)
http://www.dp5.ru/SearchBaseRKD/htm/www.dp5.ru
2)
http://referat.Kulichki.net/referats/rkr/2003-a-1453.zip
3)
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования./ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000г.
4)
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии. Мурманск. 2007. – 210 с.
Статьи и публикации:
1.
Технология создания
электронного учебного пособия
(практическое руководство) (.docx)
2.
Статья
"Дистанционное обучение как эффективная форма организации учебного
процесса"
(.docx) +
презентация
3.
Технология Blogger или как
создать блог (pdf)
4.
Здоровый образ жизни и его принципы
автор Л.П. Водолеева
5. Мастер -
класс "Сервис
learningapps.org" (презентация)
6. Мастер -
класс "Создание теста
с помощью форм Google"
(презентация)
7.
Презентация "Использование web -
сервисов в образовании. Онлайн-редактор Canva"
8.
Применение
цифровых сервисов для разработки интерактивных заданий к урокам.
9.
Организация дистанционного обучения в
период самоизоляции
10.
Дистанционное обучение
как одна из форм организации учебного процесса
11.
Создание мультимедийных
приложений в программе AutoPlay Media Studio
12.
Создаем кроссворды онлайн
Практическое руководство